Кочегаров

Михаил Жванецкий



Кабинет директора школы. Директор просматривает журнал.
Директор. – Ольгу ивановну.
Входит молодая учительница.
– Ольга ивановна, у меня в руках журнал. Опять двойка, и опять кочегаров.
Учительница. – А что я могу с ним сделать, сергей михайлович? Он идиот.
Д. – Идиот? Специальная комиссия проверяла его способности. Полноценен, как вы и я.
У. – Но у меня нет сил с ним бороться. Честное слово. Он сам ничего не знает. Подбивает других. Вчера с ним ушло двадцать человек. В зоопарк. Дразнить белого медведя. Один упал в бассейн. Хорошо, что медведь спал. Я с ним не могу работать.
Д. – Это не разговор, ольга ивановна. Исключить его нам никто не даст.
У. – Но я не могу с ним… Это такой тип.
Д. – Родителей вызывали?
У. – Они работают на севере, отдыхают на юге. Я вызвала старшего брата. Может быть, придет.
Д. – Может быть. Не может быть. Это не разговор. Педагог не может взять в руки мальчишку. Идите, позовите сюда кочегарова.
Голос кочегарова (из-за двери). – Я здесь.
Появляется маленький злющий кочегаров. Учительница выходит. Директор прохаживается по кабинету, посматривая на кочегарова, постукивает по столу. Кочегаров тоже постукивает по столу.
Д. (Раздражается). – Так. Кочегаров. Так. Стой прямо. Не кривляйся. Долго мы с тобой будем мучиться? Как ты думаешь?
К. – Год.
Д. – Ты – в седьмом. Так… (Постукивает по столу.)
Кочегаров тоже постукивает по столу.
Д. – Ну, давай по-хорошему. (Садится на стул.)
К. – Давайте.
Д. – Ты почему взорвал прибор “сообщающиеся сосуды”?
К. – А я больше не буду.
Д. – Уже все равно. Другого прибора нет.
К. – Ну, ладно.
Д. – Зачем ты намазал школьную доску стеарином?
К. – Чтоб мел не писал.
Д. – Я понимаю. Ты думаешь, одни дураки кругом. А зачем, чтоб мел не писал?
К. – А пусть не пишет.
Д. – Почему, чтоб не писал?
К. – Нет. Но почему он не должен писать?
К. – А пусть не пишет.
Д. – Да… Но почему?
К. – А так.
Д. – “А так”… Зачем ты преподавателю физики самуилу яковлевичу воды налил на стул?
К. – Я говорил, что он в теплом белье, а все говорили – нет.
Д. – Но он только к концу урока почувствовал.
К. – Значит…
Д. – Вот. Пожайлуста. Варит у тебя башка, кочегаров. Ты же виртуозные гадости придумываешь. Почему я не могу встать со стула?. Почему я не могу подняться, кочегаров?.
Кочегаров улыбается.
Сейчас же открепи. Я тебе… Ах, это гвоздь… Мда… Позоришь школу. И меня. И ольгу ивановну.
Кочегаров манит пальцем директора и что-то шепчет ему на ухо.
Ты с ума сошел. У нее семья есть.
К. – А я вам говорю… (Шепчет.)
Д. – А я тебе… (Шепчет.) Понял? В колонию отдадим.
К. – Ну да.
Д. – Сидеть будешь в тюрьме. Срок отхватишь двадцать пять лет.
К. – Ну да.
Д. – Хлеб и воду будешь лакать.
К. – Да ну!
Д. – На холодном полу спать.
К. – Ну да.
Д. – Крысы кругом.
К. – Да ну!
Д. – Все. Довольно. Ты почему – два по геометрии?. -. Почему – два по геометрии?..
К. – Она меня спрашивала тупой угол, а сама тупой не задавала.
Д. – Не задавала?
К. – Не задавала.
Д. – Все. Выйди. Позови ольгу ивановну.
Кочегаров выходит, входит учительница.
Д. – Ольга ивановна, что же вы, сами не задавали, а сами спрашиваете?
У. – Ну как же не задавала? Задавала. (Смахивает слезинку.)
Д. – Перестаньте. Позовите кочегарова.
Учительница выходит, входит кочегаров.
Ты, кочегаров дурака не валяй. Она говорит, задавала.
К. – Задавала? А почему у меня в дневнике не записано?
Д. – Выйди. Позови.
Кочегаров выходит, входит учительница.
Ольга ивановна. Мальчик говорит, что вы не задавали.
У. – Задавала. Что же я, совсем уже?..
Д. – Слушайте, моя дорогая, задавали, не задавали – это ваше дело. Он вас предупреждал, что не знает?
У. – Да.
Д. – А вы его спросили?
У. – А что я могла сделать – весь класс на меня смотрел.
Д. – И вы ему – два?
У. – А что я могла сделать?
Д. – На три нельзя было натянуть?
У. – У меня совесть какая-то есть… За что ему три, за что?
Д. – Родителей вызывали?
У. – Старший брат пришел.
Д. – Зовите всех сюда.
Учительница выходит, входят кочегаров и его старший брат.
Б. – Здравствуйте. Опять этот тип что-то натворил. (Бьет кочегарова по шее.)
К. – А-а.
Б. – Тихо… Как у него академуспеваемость?
Д. – Ужасно. По геометрии одни двойки. По физике.
Б. – Ясно. Подойди сюда…
К. – Убегу.
Б. – Никуда не убежишь. Будешь учиться. Будешь инженером, болван. (Бьет кочегарова по шее.)
К. – А-а.
Д. – Не нужно так. Он мальчик неглупый. Вот и ольга ивановна говори т…
Б. – Это ольга ивановна?
Д. – Да.
Б. – Так… (Кочегарову.) Три рубля отдай. Кто сказал, что ольге ивановне на венок?. А ну – трешку.
Д. – Постойте… Он что, на венок у вас взял?.. Ты взял?
Б. – Два раза брал, гад. Один раз ольге ивановне, другой раз… (Смотрит на директора.) Отдай шесть рублей. Кто сказал, что директор… От тифа… А?
Д. – Выйдите.
Братья выходят. Из-за двери крик: “А-а-а.”
Он его убьет. Надо забрать кочегарова. Кочегаров!
Входит кочегаров. Крик за дверью продолжается.
Ну, давай по-хорошему. Ты же хороший, нормальный мальчик.
Кочегаров кивает.
Может быть, ты хочешь убежать?
Кочегаров всхлипывает и отрицательно качает головой.
Ты хочешь все-таки учиться?
Кочегаров кивает.
И именно в нашей школе? Может, ты сбежишь?.. Я тебе помогу.
Кочегаров отрицательно качает головой.
Ну, давай двойку исправлять. Сколько будет дважды два?
К. – Четыре.
Д. – Умница. Можешь, если хочешь. Теперь геометрия. Спрашивайте его, ольга ивановна.
У. – (Всхлипывая.) Чему равен квадрат гипотенузы? (После паузы) шурик, сынок, подумай, сосредоточься.
Д. – (Шепчет.) Сумме квадратов.
К. – Сумме квадратов.
Д. – Правильно. Достаточно. Три.
К. – Четыре.
Д. – Что вы им задавали на завтра?
У. – Биссектрису угла.
Д. – Шурик, выучи завтрашний урок. Для меня. Это я тебя прошу. Для меня лично. Ни для кого. Для меня.
К. – Я выучу, а она не спросит. У меня уже так было. Она уже так делала.
Д. – Спросит, спросит. Запомни, кочегаров, получишь еще одну двойку исключу, и ни в какую школу не возьмут. Иди.
Кочегаров выходит.
А вы, ольга ивановна, поставите еще одну двойку – уволю, и ни в какую школу… Вы это знаете… Идите.
Учительница выходит.
(Садится на стул. Под ним что-то взрывается.)
Кочегарроф.